ЛЕНТА

Смерть в разных религиях

Антрополог и теолог Дуглас Джеймс Дэвис об интерпретациях смерти в разных религиозных системах и постсекулярных похоронных ритуалах


«Оплакивание Христа», Сандро Боттичелли, Музей Польди-Пеццоли

Смерть и ритуалы погребения — это социокультурные феномены, к описанию которых антропологи подходят с разных позиций. Представления о смерти часто интерпретируются через связь с миром эмоций, в первую очередь со страхом. У большинства людей вид мертвого тела провоцирует тревожное осознание собственной смертности. Традиционные религиозные системы предлагают человеку универсальный ответ на подобные экзистенциальные переживания — концепцию бессмертной души. Категория души встречается как в ближневосточных и западных традициях иудаизма, ислама и христианства, так и в индуизме, буддизме и восточных верованиях. Тем не менее подходы к интерпретации смерти отличаются от одной религиозной системы к другой.

Духи предков

Существуют верования, в которых представления о смерти связаны с идеей предков. Согласно им, люди не прекращают существовать после смерти, а влияют на жизнь продолжателей их рода: поддерживают их в повседневных начинаниях или насылают проклятия. Идеи предков распространены в азиатских культурах, испытавших на себе влияние конфуцианства, а также в Африке. Особенно ярко они отражены в верованиях нигерийского племени мамбила и южносуданского племени нуэр. Эти сообщества практикуют ритуалы, направленные на поддержание доброжелательных отношений с духами умерших родственников. Один из таких ритуалов — создание родовых святилищ, в центре которых располагаются черепа или другие останки умерших. Раз в месяц или год родственники делают к таким святилищам подношения в виде еды, денег или других благ, чтобы добиться расположения предков. Культурное значение, которое приписывается духам рода, служит сохранению социальной структуры племени и ее воспроизводству.


Обряд жертвоприношения в племени нуэр // Pitt Rivers Museum

Реинкарнация

Рекомендуем по этой теме:

Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

В религиях Индии — буддизме, индуизме, джайнизме и сикхизме — выражена идея реинкарнации — переселения души после смерти. При реинкарнации человека ожидает награда или наказание за его дела в нынешней жизни. Это представление воплощает концепция кармы — заслуг, накопленных в ходе перерождений. Карма лежит в основе кастовой системы Индии — строгой формы социальной организации, которая возникла во II тысячелетии до нашей эры и продолжает воспроизводиться в современности. В зависимости от «хорошей» или «плохой» кармы человек приходит в новую жизнь как представитель более или менее привилегированной касты. Если следовать правилам, которые ему предписывает кастовое положение, карма может улучшиться. В этом случае появляется надежда на более удачную реинкарнацию, а также на прижизненные блага. После череды реинкарнаций душа прекращает свой жизненный цикл и находит покой.

Представление о реинкарнации воплощено в индийских похоронных обрядах. Индийцы не хоронят умерших в земле, а располагают их тела на деревянных кострищах и сжигают. Пепел они по возможности развеивают над поверхностью реки. По традиции перед сожжением тела старший сын умершего раскалывает его череп, чтобы выпустить жизненную силу и указать ей путь к перерождению.

Смертный суд

В христианских и исламских культурах доминирует концепция смертного суда, наказания или награды в загробной жизни. Это понимание смерти распространено преимущественно в христианских странах Европы и на Ближнем Востоке, где преобладает ислам. В этих религиях за умерших принято молиться, чтобы помочь им избежать наказания в загробной жизни или облегчить его. Молитвы — это способ обезопаситься от переживаний, связанных со смертью.

В исламе считается добрым знаком умереть в пятницу. Именно в этот день проходят массовые религиозные службы: собравшиеся объединяют свои молитвы и просят Аллаха быть благосклонным к умершему в загробной жизни. В христианстве прослеживается похожая тенденция. Многие ритуалы проводятся от имени покойников: католические епископы служат мессы за умерших, священники молятся за упокой прихожан за пожертвования. Вопрос вмешательства живых людей в смертный суд оказался камнем преткновения во время религиозных войн между протестантами и католиками в XVII–XVIII веках.

Протестантская традиция отрицает, что молитвы родных обеспечивают покойнику добродетель в загробной жизни. Согласно ей перед смертным судом человек предстает в одиночестве.


«Страшный суд», Иероним Босх // wikipedia.org

Смерть после секуляризации

Религиозные учения предлагают людям идею бессмертной души как механизм приспособления к страху смерти. Контроль над похоронными ритуалами позволял религиозным институтам транслировать представления о жизни и смерти в обществе. Степень поддержки церкви и участия в ее жизни напрямую влияла на загробную жизнь покойника. В результате у людей не было выбора: они проходили через религиозные обряды, даже если не верили в церковные доктрины.

Эту ситуацию изменила секуляризация — постепенное снижение роли религии в обществе, которое набирало обороты в Европе после Нового времени. Люди все меньше обращаются к религиозным ритуалам в повседневной жизни. Многие ищут ответы на вопросы о смерти независимо от религиозных институтов и интересуются секулярными похоронными практиками. Это повлекло за собой новый поворот в культурной истории умирания: в постсекулярном мире смерть становится персонализированной.

Новый способ совладать с экзистенциальной тревогой связан с распространением личного выбора на все, что касается смерти. Люди заранее выбирают музыку для своих похорон и места, в которых они ищут последнее пристанище. Более того, многие самостоятельно распоряжаются своими останками, выбирая подходящий похоронный обряд: погребение, кремацию, компостирование или жидкую кремацию — растворение тела в результате щелочного гидролиза. Постсекулярный мир предлагает всем изобретать персонализированные похоронные ритуалы и свободно интерпретировать смерть.

Природное захоронение

В Западной Европе выделяется ключевой подход к осмыслению умирания. Он основывается на том, что смерть признается естественным органическим процессом. Любой человек рано или поздно умирает и прекращает существовать в физическом мире. В связи с этим интересен феномен природных захоронений (natural burial) — ритуалов, суть которых сводится к возвращению покойника в лоно природы. Тела хоронят на кладбищах, на которых нет могил, надгробных плит или информационных указателей — только естественный ландшафт. Природные захоронения — знаковое новшество в похоронных обрядах. Они появились в Великобритании в 1990-х годах и с тех пор набирают популярность.

Природным захоронениям посвящено множество работ. Одна из них называется Natural Burial: Traditional-Secular Spiritualities and Funeral Innovation. Чтобы проанализировать этот феномен, авторы исследования брали интервью у людей, так или иначе связанных с природным кладбищем Бартон Глеб. Это кладбище располагается рядом с Кембриджем, им управляет англиканская церковь. Через интервью тех, кто похоронил на нем родственников или завещал упокоить там себя, можно исследовать мотивации людей, которые выбирают ритуалы природного захоронения.

В основе ритуалов природного захоронения лежит идея отдачи, возвращения тела в землю, где оно разложится, станет частью почвы и послужит зарождению новой жизни. Процесс разложения становится связан не с гниением, а с новыми формами витальности. Тем самым он наделяется позитивными коннотациями, и это ощутимая перемена в культурном воображении. Идея отдачи частично продолжает тенденцию, которая присутствует во многих христианских теологиях: стремление приписать смерти более широкое социальное значение по образцу жертвенной смерти Христа. В то же время некоторые идеи в основе природных захоронений напрямую противоречат христианской традиции. Они оспаривают доктрину о Боге как о священном источнике жизни и тем самым открывают путь к самостоятельному осмыслению смерти и изобретению персонализированных способов проработать связанные с ней переживания.

Современные исследования смерти

Рекомендуем по этой теме:

Грех и спасение в православной и католической культуре

Исследования смерти — это молодая, но очень динамичная область знания. Сейчас она существует на перекрестье разных дисциплин и методологий. Наиболее весомый вклад в death studies сделала социология ритуалов. Социологи и антропологи уже давно исследуют то, как формируются и изменяются ритуалы вокруг смерти, и это направление продолжает развиваться. Сейчас в исследованиях смерти очевидна разобщенность подходов: параллельно социологии ритуальных паттернов развивается область психологии горя. Исследователям смерти предстоит интегрировать эти подходы, чтобы рассматривать проблемы комплексно — в частности, исследовать связь горя с разными типами похоронных обрядов и ритуалов. Другой вопрос, который исследователям предстоит рассмотреть, связан с тем, как осознание смерти поменялось в эпоху постсекулярности и почему даже сейчас, вне религиозных категорий смертного суда, оно все еще связано со страхом и тревогой.

Вместе с этим ученые расширяют круг исследовательских проблем death studies. Многие обращаются к вопросу углеродного следа, который оставляет кремация. Как при любом горении, при кремации в воздух выделяется углекислый газ. В странах Западной и Северной Европы доля кремации растет очень быстро: она достигла 75–80%. Эту тенденцию нужно анализировать не только с позиции социологии, но и с точки зрения экологии. Помимо экологических аспектов, исследователи рассматривают и другие факторы, которые влияют на представления о смерти в современном мире, а именно право и медицину. Обращение к этим проблемам позволяет ученым включать в death studies новые исследовательские перспективы и точнее определять смерть как комплексный объект исследования.

источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!
Установите приложение MEGANEWS на Google Play
УСТАНОВИТЬ
Закрыть
Закрыть

Обнаружен Adblock

Поддержите нас, пожалуйста, отключив блокировку рекламы.