ЛЕНТА

Люди могут врать, чтобы казаться честнее

Эксперименты израильских ученых показали, что многие готовы врать, чтобы их не заподозрили во лжи, иногда делая это в ущерб себе.

Иногда люди врут себе в ущерб

Иногда люди врут себе в ущерб / © Neopolis

Пытаясь казаться честными, многие люди прибегают ко лжи — даже если она может принести им определенные убытки. Статья об этом опубликованав издании Journal of Experimental Psychology: General.

Ученые под руководством Шохама Чошена-Гилеля из Еврейского университета в Иерусалиме провели серию экспериментов с юристами и студентами израильских колледжей, а также с испытуемыми из США и Великобритании в онлайн-формате. В одном из опытов 115 юристам предложили представить сценарий, в котором они сообщают потенциальному клиенту, что ведение дела займет от 60 до 90 оплачиваемых часов работы. При этом сам юрист будет работать в офисе, а его клиент не будет знать, сколько времени взаправду потрачено.

Половине участников сказали, что они отработали по делу 60 часов, другой половине — 90 часов. После этого испытуемым задали вопрос, какой счет они выставят клиенту. В первой группе среднее количество оплачиваемых часов, которые юристы хотели внести в счет, составило 62,5 часа, при этом завышенные данные указали 17% опрошенных.

Во второй группе же среднее количество часов, внесенное испытуемыми, составляло 88, при этом 18% людей из этой группы готовы были указать в счете меньшее время. Объясняя свое решение занизить количество затраченного времени, некоторые юристы сказали, что обеспокоены тем, что клиент может заподозрить их в обмане.

В другом эксперименте 149 студентов израильских вузов играли на компьютере в кости и орлянку (подбрасывание монеты), а затем сообщали исследователям о своих результатах. За каждый бросок костей или монеты с нужным результатом испытуемые получали 15 центов. При этом компьютерная игровая программа была настроена таким образом, что половина участников эксперимента получили подтасованные в лучшую сторону результаты, а вторая половина — случайные результаты.

Здесь в первой группе 24% студентов, несмотря на меньшее количество полученных денег, занизили свои результаты. Во второй группе лишь 4% сообщили о меньшем количестве нужных результатов, чем получили на самом деле.

Третий эксперимент был проведен с участниками из США: 201 испытуемому предложили смоделировать ситуацию, в которой они работают на фирме и часто отправляются в командировки на собственном авто. Максимальный расход топлива, который компенсирует компания, рассчитывается на 400 миль пути в месяц. Участникам эксперимента сначала сообщили, что большинство работников фирмы сообщают о 280-320 милях пробега машины в месяц.

Затем половине участников третьего эксперимента сказали, что они проехали 300 миль за месяц, а второй половине — 400 миль; после этого испытуемых попросили озвучить расстояние, которое они сообщат работодателю. Если первая группа практически полностью сообщила «правду», то во второй 12% занизили свой пробег. Среднее расстояние, которое сообщили участники второй группы, составило 384 мили. Аналогичные результаты были получены и в четвертом эксперименте, в котором приняли участие 544 человека из Великобритании.

Исследователи говорят, что их результаты применимы не только в модельных ситуациях, но и в реальном мире. Однако у проведенной работы есть определенные ограничения: если финансовые выгоды ситуации будут достаточно высокими, это может стать серьезным стимулом для людей, чтобы не занижать реальные цифры в угоду другим.

ИСТОЧНИК

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!
Установите приложение MEGANEWS на Google Play
УСТАНОВИТЬ
Закрыть
Закрыть

Обнаружен Adblock

Поддержите нас, пожалуйста, отключив блокировку рекламы.