ЛЕНТА

Десятка самых продаваемых смартфонов в России и доли производителей

Практически ежедневно наталкиваюсь на мнения о том, кто из производителей молодец, продает больше всего моделей и какие это аппараты. Ассортимент предположений настолько богат, что голова идет кругом. Один человек утверждает, что безоговорочно лидирует Apple, другой отдает свой голос Xiaomi, затем возникает Honor, встречаются мнения о совсем небольших производителях. Всяк кулик свое болото хвалит, и можно почти с уверенностью сказать, что тот, кто утверждает, что лидирует Apple (тут можно подставить любое имя), наверняка пользуется продуктом этой компании. К сожалению, личное довлеет над реальностью, которая мало кому понятна и, по большому счету, интересна. Это сродни переживанию за любимую спортивную команду.

Попытаюсь в небольшом материале дать срез того, что происходит в России на рынке смартфонов, насколько хорошо он себя чувствует и чего нам ждать. Чтобы нам было, от чего отталкиваться, отмечу, что розничные продажи еженедельно составляют от 650 до 700 тысяч смартфонов. То есть в месяц на рынке продается более 2 млн устройств в разных ценовых сегментах. Если быть точным, то месячные продажи колеблются от 2.4 до 3 млн штук, причем последнее характерно для высокого сезона, например, предновогодних продаж. Сезонность постепенно уходит в прошлое, сглаживаются всплески продаж в штуках, но в деньгах сезонность хорошо заметна, так, в праздники покупают смартфоны большей стоимости, чем это происходит в течение года. В нынешнем году на это наложится также выход в декабре iPhone 12 Pro, который эту тенденцию толкнет еще выше. Но в штуках все останется ровно таким же. Что в условиях пандемии можно считать победой, рынок не упал, как во многих странах, остался в привычных параметрах.

Основными факторами, что повлияли на рынок, стало несколько событий. Первое и ключевое — это закрытие торговых центров, когда крупные игроки не могли открыть свои магазины и были вынуждены продавать товары онлайн. Многие предполагали, что жители России перейдут на режим экономии, начнут рациональнее подходить к своим покупкам. В конце февраля и начале марта все случилось ровно наоборот, продажи флагманов выросли в разы, увеличилась доля продаж в кредит и рассрочку. Сложилось два фактора: с одной стороны, крупные розничные игроки осознали, что потеряют обороты при закрытии, и запустили скидки на дорогие модели. Как обычно, отличились как операторы (МТС, "МегаФон", в меньшей степени "Билайн"), но и такой крупный игрок, как "МВидео". На бумаге рынок вырос значительно, что ставило в тупик, так как спроса со стороны потребителей в таком объеме не могло быть. Объяснение следует искать в том, что независимая розница покупала эти аппараты для дальнейшей перепродажи. Независимая розница продолжала работать в карантин, как следствие, их продажи были неплохи, так как общее число магазинов, доступных покупателям, сократилось. И это еще одна иллюстрация того, что экономика для розничных игроков может измениться при сокращении числа магазинов, сети будут вновь прибыльны. И операторы взяли курс на сокращение числа магазинов, так как содержать убыточные сети нет никакого толка. В ближайший год можно ожидать, что сокращение розницы будет примерно на 10%, при этом основной вклад внесут операторы (все, кроме "Теле2").

При этом "МВидео" и другие крупные игроки усилили свои инвестиции в рекламу, в том числе онлайн. Что дало рост интереса к категории, а он уже поддержал продажи для всех. Удивительно, но выиграли от этого в буквальном смысле все, от небольших магазинов до крупных сетей.

Ключевым фактором на рынке становится наличие товара в России, возможность его отгрузок. Весной случились перебои с поставками китайских смартфонов, в то время как для Samsung этой проблемы не наблюдалось. И это позволило раскачать рынок, отнять долю рынка у Huawei/Honor. Процесс был постепенным, он занял несколько месяцев. Но в итоге Samsung в конце лета добивается этого, а дальше продолжает наращивать успех.

В России практически не было вертолетных денег, что раздавали населению. Тем не менее, дважды была выплачена компенсация на детей (каждая по 10 тысяч рублей). Это моментально сказалось на продажах в сегменте до 10 тысяч рублей, хотя это явление наблюдалось только в июне и июле, в августе все вернулось к обычным значениям для каждого сегмента. Всплеск продаж случился в основном за счет моделей Huawei, Honor, Redmi. Но это был краткосрочный эффект, который не продлился, своего рода бонус для рынка.

Доли производителей в России менялись динамично, так, Huawei/Honor испытывает дефицит товара, рынку нужно больше поставок, а их нет. Из-за перехода на HMS, отказа от сервисов Google модельный ряд компаний сильно сократился, что и сказалось на общих продажах. Сейчас Huawei постепенно поднимает поставки и старается отыграть свою долю. Вопрос упирается в то, насколько санкции скажутся на возможности расширять модельный ряд, поставлять то количество товара, что нужно рынку. Предсказать этот момент невозможно, так как на это влияет большая политика и решения могут изменяться очень динамично.

В Samsung есть определенная цикличность, компания теряет рыночную долю, затем включает маркетинг (в частности, трейд-ин) и, как результат, быстро набирает долю. Затем плато и повторение цикла. В данный момент доля компании растет, так как линейка является сбалансированной и интересной для покупателя, но об этом чуть позже.

Взлет Xiaomi в России связан с открытием фирменной розницы, наличие собственных магазинов (ими управляют партнеры) дает всплеск продаж, тем более что продукты востребованы, и это не только смартфоны, но и многое другое — умный дом, мелкая электроника. Также частично Xiaomi стали тем продуктом, что с легкостью замещает Huawei/Honor. В данный момент компания испытывает дефицит товара (включая серый рынок, за который сама Xiaomi не отвечает).

В Apple увеличили маркетинговые затраты, чтобы удерживать свою долю рынка, она колеблется в диапазоне от 8 до 10%, выход iPhone SE не стал палочкой-выручалочкой, роста доли рынка не произошло, модель демонстрирует слабые продажи в сегменте в 40 тысяч рублей и выше.

Диванная аналитика №236. Десятка самых продаваемых смартфонов в России и доли производителей

Ключевая тенденция 2020 года — это сползание доли Apple в денежном выражении, от 38% рынка компания упала до 32%, при этом негативный тренд сохраняется. Выход iPhone 12 в виде четырех моделей может частично остановить падение доли рынка в деньгах. Но вернуть прежнюю долю не представляется возможным.

В сегменте выше 50 тысяч рублей 99% продаж занимают Apple и Samsung, на другие компании приходится оставшийся один процент, что выглядит незначительным. Никто из китайских производителей не смог проложить дорогу в сегмент флагманов, так как их восприятие совсем другое. Обратите также внимание, что как Huawei, так и Xiaomi, продают много, но средняя стоимость их смартфонов значительно ниже, чем у Samsung. И это не вопрос того, что у Samsung отлично продаются флагманы, во многом это успехи А-серии, что отлично продается в среднем сегменте. Чтобы оценить этот фактор, давайте посмотрим на десятку самых продаваемых смартфонов в России.

Повторяется ситуация прошлого года, когда Galaxy A50 cтал самым продаваемым смартфоном в России среди всех моделей. В этом году такой моделью стал Galaxy A51, это лучшее соотношение цена/качество среди всех аппаратов, что доказывается продажами. Обратите внимание, что модель не самая доступная, стоимость — 19 990 рублей за версию 4/64 ГБ или 22 990 рублей за версию 6/128 ГБ. Это не просто доминирующая модель в своем ценовом сегменте, это самый продаваемый смартфон в России, безусловный номер один — 7.5% рынка в среднем. Результат беспрецедентный и говорящий про то, что люди все чаще выбирают смартфоны рационально, не гонятся за минимальной стоимостью, выбирают смартфон на больший срок и с характеристиками, которые выглядят для них достаточными.

Диванная аналитика №236. Десятка самых продаваемых смартфонов в России и доли производителей

А еще посмотрите, как этот аппарат разделывает под орех тот же iPhone SE 2020 года, что стоит в два раза больше.

Из десяти самых продаваемых моделей в России шесть позиций занимает А-серия от Samsung, это порядка 20% рынка. Результат неплох, особенно учитывая, что самые бюджетные аппараты не занимают первые строчки.

Самым популярным iPhone в России сегодня является iPhone 11, причем в варианте на 128 ГБ. Это также попытка выбрать то самое соотношение цена/качество, ориентация на бренд и готовность переплачивать за него. Объем продаж этого аппарата в розничных ценах составляет чуть более миллиарда рублей в неделю (1 007 345 000 рублей, если быть точным), это сравнимо с продажами двух версий Galaxy A51 — 1 045 000 000 рублей. Но если учесть базовый вариант iPhone 11, то выручка будет на стороне Apple, тут нет никаких сомнений. Второй по популярности в России iPhone — это XR, его в неделю продают от 7 до 8 тысяч штук. Если смотреть по позиции в продажах, то он не входит даже в 20-ку самых продаваемых аппаратов. В денежном выражении он входит в двадцатку.

Короткое заключение

Про рынок смартфонов можно писать бесконечно, и в коротком материале невозможно объять необъятное. Этот текст описывает некоторые, но далеко не все тенденции, подчеркивает, что происходит. Возможно, время от времени буду давать такой взгляд на происходящее, чтобы у вас было понимание расклада сил, тех событий, что влияют на рынок. Взял за точку отсчета самые свежие данные, что были мне доступны. Но публиковать такие данные постоянно точно не буду, не ждите ежемесячных выпусков об этом. Некоторые округления и упрощения не влияют на обсуждение цифр, равно как и не меняют картины в целом.

Что еще сказать? Рынок живет и развивается, кризис на нем чувствуется, но все не так критично, как могло бы показаться внешнему наблюдателю. Надеюсь, что и у вас складывается картинка того, как живет наш рынок, после этого текста.

источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!
Установите приложение MEGANEWS на Google Play
УСТАНОВИТЬ
Закрыть
Закрыть

Обнаружен Adblock

Поддержите нас, пожалуйста, отключив блокировку рекламы.