ЛЕНТА

«Артемида» и мы: будет ли Россия участвовать в лунном проекте NASA

Переговоры о российской роли в американском лунном проекте идут несколько лет, но стороны до сих пор ни к чему не пришли. Теперь NASA подписала с космическими агентствами-партнерами специальное рамочное соглашение об исследовании Луны. В числе его участников нет Роскосмоса — значит, на Луну нам если и лететь, то в гордом одиночестве? Разбираемся с инженером и популяризатором космонавтики Александром Хохловым.

NASA

13 октября NASA объявило о подписании семью странами «Аккордов Артемиды» — международного соглашения, устанавливающие принципы использования и изучения Луны.

По сути, это попытка создания новой редакции пятого из основных международных космических актов — Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, принятого резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1979 года, но действующей локально для иностранных партнеров по американской пилотируемой лунной программе «Артемида».

Конечно, соглашение, подписанное на уровне глав космических агентств или уполномоченных министров и не прошедшее национальную ратификацию, уступает по своему уровню четырем основным договорам по международному космическому праву, но оно позволяет начать совместную работу и в дальнейшем работать над документами более высокого уровня.

Ровно как и соглашение ООН, «Соглашение Артемиды» ссылается в самом начале на преемственность принципам предыдущих международных актов космического права:

  • Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 год).

  • Соглашения о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 год).

  • Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 год).

  • Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 год).

Пятое соглашение, принятое ООН для более глубокого, нежели в договоре 1967 г., регулирования процесса исследования и освоения Луны, оказалось невостребованным. С 1979 года оно действует для очень небольшого количества стран, подписавших и ратифицировавших его. Ни США, ни Россия (СССР) его не подписали, считая несоответствующим своим интересам и критикуя за размытость формулировок.

Теперь, готовясь ко второй попытке освоения Луны, США взялись за юридическую базу. После Директивы номер 1, которую Трамп подписал 12 декабря 2017 года, 6 апреля 2020 года он подписал указ в поддержку коммерческого освоения американскими компаниями ресурсов на Луне и других небесных телах. При этом он назвал «Соглашение о Луне» 1979 года неудачной попыткой ограничения свободного предпринимательства в космосе.

Теперь пришла очередь «Соглашения Артемиды», которое подписали руководители космических агентств или уполномоченные министры Австралии, Италии, Канады, Люксембурга, ОАЭ, Великобритании и Японии. Для всех этих стран это не просто согласие с его принципами, но и заявка на участие в проекте «Артемида», они готовы вкладывать в него свои деньги.

О чем договорились

Соглашение включает 13 разделов с общими принципами для гражданской космонавтики. Оно подразумевает разработку совместимых стандартов для космической техники, взаимную помощь в случае аварийных ситуаций, открытый обмен научными данными, полученными в ходе программы «Артемида». Подписанты намерены сохранить важные объекты космического наследия вне Земли: исторически значимые места посадки космических аппаратов, артефакты вплоть до отпечатков ног на лунной поверхности. Соглашение уточняет формулировку «Договора по космосу», что добыча космических ресурсов государственными и частными компаниями не является национализацией космических тел, а также вводит термин «зоны безопасности», в которой работает на поверхности небесного тела одна из сторон. Партнеры также обязуются предпринять необходимые меры по уменьшению вреда от космического мусора. Присоединиться к этому соглашению может почти любая страна, поставив подпись в соглашение.

Очевидно, что «Соглашение Артемиды» — предварительный документ, цель которого подготовить почву для более подробного международного договора, который прошел бы все процедуры ратификации со странами-участницами проекта окололунной пилотируемой станции Gateway (аналогичного соглашению по МКС) и проекта по высадке людей на Луну «Артемида», который в дальнейшем должен перерасти в научную обитаемую базу на поверхности нашего спутника. Он же послужит основой для последующих предложений по изменениям «Соглашение о Луне» в рамках заседаний Комитета по использованию космического пространства в мирных целях (COPUOS) в ООН.

Третья причина для подписания «Соглашения Артемиды» сугубо внутренняя. В преддверии выборов президента США NASA требуются аргументы против сворачивания пилотируемой лунной программы.

Начатая республиканцем Джорджем Бушем-младшим в 2004 году лунная программа «Созвездие» была сугубо американской и оказалась беззащитной перед приходом президента-демократа Барака Обамы — тот, не связанный международными обязательствами, ее закрыл. Сейчас же, даже в случае победы Джозефа Байдена и последующей традиционной для США смены руководителя NASA, «Артемида» может уцелеть, благодаря достаточно проработанному плану, предварительному международному соглашению и уже заключённым контрактам для создания необходимой техники со множеством компаний в разных штатах. Именно поэтому руководитель NASA Джим Брайденстайн делает акцент на положительный эффект для экономики США от финансовых вливаний агентства в промышленность и науку в рамках лунной программы. Все эти усилия по защите лунной программы от электоральных циклов вызывают искреннее уважение.

А что Роскосмос?

Брайденстайн отдельно отметил, что надеется на участие России в «Соглашении Артемиды». На что генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин ответил, что российские корабли, которые будут летать в дальний космос, должны быть совместимы с американской программой. По его словам, следует адаптировать некоторые системы, чтобы «мы могли доставить что-то на станцию, забрать с нее», — и подчеркнул, что переговоры с NASA по лунной программе будут продолжены.

Стоит отметить, что в 2017 году между NASA и Роскосмосом было подписано совместное заявление о сотрудничестве в области исследования и освоения дальнего космоса и создания окололунной станции Gateway. В ее концепции всегда указывался российский шлюзовой модуль для выходов астронавтов в открытый космос.

Однако с момента прихода в 2018 году на пост генерального директора Роскосмоса Дмитрия Рогозина переговоры по участию России в проекте станции Gateway зашли в тупик.

Можно, кстати, отметить роль России в появлении «Соглашения Артемиды» в обход Комитета по использованию космического пространства в мирных целях (COPUOS). Российские дипломаты традиционно выступали против предложений западных стран по изменению межгосударственных договоров по космосу. Это заставило США искать обходные пути, учитывая, что впереди десятилетие активных действий в космосе, для которых им необходимы юридические основания. Начало XXI века сопровождалось заметным развитием частной космонавтики, не только в США, но и в других развитых странах. Появление SpaceX или Blue Origin привело к потребности пересмотреть или уточнить некоторые положения «Договора о космосе» в части использования космических ресурсов и развития коммерческой космонавтики. Но Россия всячески противодействует подобным инициативам, используя свое «блокирующее» положение в ООН. В то время, когда западным странам приходится искать иные пути юридического оформления «новой космонавтики», Россия стремится усилить свою консервативную позицию по ограничению коммерческого использования космического пространства.

Развитие проектов «Артемида» и Gateway часто сравнивают с программой Международной космической станции, в том числе говоря о роли России. Но в данном случае это несопоставимые вещи. Проект МКС возник с серьезными историческими предпосылками, сложившимися к началу 90-х годов.

На околоземной станции интеграторами, то есть ведущей стороной, являются США, но у России с момента приглашения в проект сразу была высокая роль, если сравнивать с остальными партнерами NASA по проекту. Европа, Япония и Канада работают в рамках американского сегмента, а у России есть свой, технически «станция в станции». Это изначально было связано с наличием у российской промышленности необходимых критических технологий — транспортной системы для доставки космонавтов и астронавтов, развитой наземной инфраструктуры, наличие собственных модулей станции и тяжелых ракет «Протон-К» для их доставки на орбиту. Не было только достаточного финансирования. NASA, как интегратор, профинансировала российские предприятия, и позволила Роскосмосу возить на станцию космических туристов.

Эта предыстория хорошо разобрана Владимиром Сыромятниковым в книге «100 рассказов о стыковке и о других приключениях в космосе и на Земле. 20 лет спустя» (доступна тут) и Сьюзан Эйзенхаур в книге «Партнеры в космосе: американо-российское сотрудничество после "холодной войны"» Сьюзан Эйзенхауэр. Поделиться

В случае с окололунной станцией у России нет значимых для проекта компетенций: ни ракет достаточной мощности, ни космических кораблей, способных летать к Луне, а для создания модулей придется пройти долгий и дорогой процесс освоения новых для России стандартов, принятых на основе «Соглашения Артемиды». Нету нас и того превосходства в системах жизнеобеспечения, что было на заре МКС.

Сейчас на МКС американский и российский сегмент построены по разным принципам и стандартам. К примеру, отличаются системы электропитания: на модулях NASA и партнеров используется напряжение 124 вольт, а на российских 28 вольт постоянного тока. Для передачи электричества с американских солнечных батарей в российский сегмент используются трансформаторы, а на раннем этапе создания станции было наоборот, питание через повышающий трансформатор шло на американский сегмент. Также отличается электропроводка в модулях: в российском сегменте провода изолированы, а у американцев «минус» выведен на корпус станции.

Для перехода предприятий Роскосмоса на работу по проекту Gateway потребуется внесение изменений в отраслевые стандарты, во внутренние стандарты организаций, и техническое перевооружение. Это несомненно послужит развитием и выходом на более высокий уровень технологий, но потребует серьезного финансирования.

Впрочем, есть и обратный пример. Международный стандарт International Docking System Standard, который теперь используется для стыковки новых американских пилотируемых кораблей к МКС, был разработан на основе советско-российской андрогинной системы стыковки, созданной для знаменитой стыковки «Союза-19» (Леонов, Кубасов) с «Аполлоном» (Стаффорд, Бранд, Слейтон) в 1975 году. Этот же стандарт будет использоваться и для станции Gateway.

Судя по всему Россия, в отличие от других партнеров, не готова тратиться на развитие этого международного проекта. Впрочем, дорога для России к «Соглашению Артемиды» не закрыта. Не смотря на все политические разногласия — проект МКС существует, оставаясь «мостом» между странами — и это возможность для продолжения сотрудничества в космосе.

источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!
Установите приложение MEGANEWS на Google Play
УСТАНОВИТЬ
Закрыть
Закрыть

Обнаружен Adblock

Поддержите нас, пожалуйста, отключив блокировку рекламы.